11.10.2012  17:32   Павел Козаченко

Андрей Моченков о проблемах промышленности, развитии транспорта и достижениях харьковских ученых

Заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Андрей Моченков рассказал в эксклюзивном интервью «Городскому Дозору» о ситуации в промышленности области, развитии транспорта и достижениях харьковских ученых.


Моченков рассказал о ситуации в промышленности области

Расскажите о ситуации в целом в сфере промышленности Харьковской области, и, в частности, о работе государственных предприятий?

– Ответ необходимо разделить на две части: состояние на экономически активных предприятиях и состояние дел на предприятиях, которые находятся в процедуре ликвидации, банкротства и так далее.

Ведущими предприятиями региона являются такие индустриальные гиганты, как ОАО «Турбоатом», ГП завод «Электротяжмаш», ГНПП «Объединение Коммунар», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, ПАО «Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе», ПАО «Хартрон» и ситуация на этих предприятиях в целом положительная.

Например, можно отметить, что ОАО«Турбоатом» за восемь месяцев работы выполнил годовой план, которые ставил себе на начало года. Если прошлый год они закончили с показателями валового дохода – 1 млрд. 200 млн., то в этом году их годовой оборот достигнет около 1.5 млрд. грн.

Какова ситуация с заказами на ХГАПП?

– На сегодняшний день Харьковский авиационный завод имеет подписанный контракт с г.Самара Российской Федерации на изготовление и поставку 5 самолетокомплектов, из которых 2 единицы отгружены в первом полугодии 2012 года, остальные 3 единицы планируется поставить согласно графику до конца текущего года.

Кроме того, они выполняют контракты для стран ближнего зарубежья. Еще стоит отметить, что они успешно провели авиасалон и сейчас ведут переговоры по новым контрактам.

Есть ли подвижки с государственными заказами на харьковских предприятиях?

– Есть поручение Президента Украины Виктора Януковича по итогам его рабочей поездки в Харьков о том, чтобы обеспечить ХГАПП контрактами. Речь идет об обеспечении МЧС и Минобороны самолетами «АН», которые производит харьковское предприятие. Мы надеемся, что в 2013 году это поручение будет выполнено.

Расскажите о работе таких «закрытых» предприятий, как ГНПП «Объединение Коммунар» и ПАО «Хартрон».

– В основном эти предприятия занимаются вопросами в космической сфере и выполняют заказы для Российской Федерации. Речь идет о создании систем управления летательных аппаратов. Контракты есть, предприятия достаточно загружены, чтобы получать прибыль и не иметь долгов.

Кроме того, «Коммунар» совместно с «Институтом монокристаллов» разработал и внедрил целый ряд рентгеноинтроскопических систем и комплексов «Полискан», обеспечивающих качественную проверку содержимого багажа автомобилей, микроавтобусов и морских контейнеров. Также предприятие выпускает более десяти моделей сварочных аппаратов, различные виды мебели, тамбурные двери, раздвижные двери для вагонов метрополитена и многое другое.

А что касается привлечения ПАО «Хартрон» к строительству космодрома в Бразилии?

– Да, они участвуют в проекте «Циклон-4», который направлен на предоставление пусковых услуг по запуску космических аппаратов в интересах космических программ Украины и Бразилии, а также другим странам на коммерческой основе. Работает предприятие и в таких программах, как «РОКОТ» для Российской Федерации и «Морской старт».

Кроме того, ПАО «Хартрон» изготавливает для Запорожской и Южноукраинской АЭС системы промышленного телевидения, аппаратуру для систем релейной защиты и автоматики, производит электрооборудование для вагонов Крюковского вагоностроительного завода.

Общий объем реализации продукции в четвертом квартале 2012 года составит 65 млн.гривен.

Вы вспомнили вторую группу, так называемые, проблемные предприятия.

– В Харькове есть предприятия, которые относятся к ГК «Укроборонпром». На этих предприятиях есть проблемы с загрузкой контрактов, их выполнением, с получением контрактов от Министерства обороны. К таким предприятиям можно отнести ГП «Харьковский приборостроительный завод имени Шевченко» и ГП «Завод имени Малышева». Но хочу сказать, что впервые за многие годы мы наладили нормальный контакт с органом управление – государственным концерном «Укроборонпром».

Мы заинтересованы, чтобы предприятия работали  и получали заказы, чтобы не было социальной напряженности. Предложили ГК«Укроборонпром» подписать Меморандум о сотрудничестве, создали рабочую  группу, которая провела анализ финансового и технического состояний всех предприятий. По двум предприятиям – ГП «Балаклейский ремонтный завод» и ГП «Машиностроительный завод «ФЭД» подписаны планы по реструктуризации.

Что это означает?

– Эти планы касаются реализации избыточных активов предприятий. Например, это земельные участки, физически устаревшие здания цехов, станочный парк, который не используется. Если станки имеют стоимость, то их надо продавать. Иначе предприятия работают в убыток, обслуживая такие огромные площади.

Сейчас «Турбоатом» работает с прибылью в 41 процент. Это для производства просто фантастика и говорит о том, что они продают свою продукцию не ниже мировых цен. Примечательно, что они сохранили всю свою социальную базу: поликлинику, спорткомплекс.

Вот и получилось, что большинство предприятий были отведены к стратегическим, но программы их развития не было. И они утратили рынки.

ГП «Завод имени Малышева». Как обстоит ситуация с выполнением контрактов на этом предприятии?

– Что-то более успешно, что-то менее успешно. Во-первых, у них целое направление по модернизации танков Т-64БМ «Булат», которая продолжается. Есть перспектива по реализации программы «Оплот». Но здесь все тоже зависит от бюджетного финансирования. Минобороны пока что в проекте бюджета на 2013 год не получает тех средств, которые хотело. Эта программа наиболее финансово емкая. Есть иракский контракт, работают также с Египтом, Пакистаном и Таиландом.

Планируется ли приватизация государственных предприятий, которые находятся на территории Харьковской области?

– Состояние всех предприятий анализируется. В частности, потребность их нахождения в государственной собственности. Есть предприятия, которые нет смысла держать в государственной собственности.

Приведите примеры таких предприятий.

– Например, КП «Змиевской ремонтный энергомеханический завод». Ничего нового там не производят. Только комплектующие на технику, которая выпущена в 70-е годы прошлого столетия. Техническая база предприятия устарела и не представляет стратегической ценности. А предприятиям, у которых  есть рынки сбыта и спрос на выпускаемую продукцию, необходимо помогать, чем мы и занимаемся.

Более позитивный вопрос. Расскажите о восстановлении работы Ивашковского спиртзавода.

– Спиртовая промышленность Харьковской области представлена 4 государственными предприятиями: ГП «Дублянский спиртзавод», ГП «Ивашковский спиртзавод», Караванским и Артемовским МПД ГП «Укрспирт».

После длительного простоя (с 2008г.) в августе этого года  возобновил производство ГП «Ивашковский спиртовый завод».
Предприятию удалось получить с помощью инвесторов установку, которая позволяет производить биоэтанол. На сегодня полностью погашена задолженность за прошлые годы, увеличена численность работающих на 37 %. Обороты предприятия достигли десяти миллионов гривен. 

Среднемесячная заработная плата на предприятии 2800 грн, (для сравнения, среднемесячная заработная плата по пгт. Золочев составляет 1800 грн)

А что с остальными спиртзаводами?

– С ними ситуация сложнее. Харьковская областная государственная администрация в течение 2011-2012 годов неоднократно обращалась к центральным органам исполнительной власти, в частности, в Кабинет Министров Украины, Министерство аграрной политики и продовольствия Украины и ГП «Укрспирт» по вопросу возобновления работы спиртовых заводов Харьковской области. Этот вопрос у нас на постоянном контроле.

Перейдем к транспорту. Развитие транспорта в Харьковской области и, в частности, автомобильных перевозок.

– Транспорт   одна из основных отраслей народного хозяйства, качество работы которой испытывает каждый.

Относительно улучшения качества автомобильных перевозок мы прошли долгий путь. Сейчас пришли к укрупнению перевозчиков. У нас один перевозчик на район или даже на несколько районов. Каждый из таких перевозчиков укомплектован парком автобусов, максимально приспособленных для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, у такого перевозчика имеется база для ремонта, врач, механики и др. В итоге мы пришли к тому, что получается инфраструктурное предприятие районного масштаба.

Как обстоят дела с подвижным составом в области?

– Более половины (53.5%) всего подвижного состава на маршрутах области составляют автобусы, бывшие в эксплуатации  до пяти лет, 5-10 лет – 21,3 %, остальные – свыше десяти лет эксплуатации.

В частности, на маршрутах работает 48 низкопольных автобусов, которые приспособлены для перевозки инвалидов. Проблемой, которая сдерживает дальнейшее развитие транспортной сети и обновление подвижного состава, является неполная компенсация бюджетами всех уровней потерь доходов от перевозки льготного контингента, которых в области насчитывается свыше 700 тысяч человек. На одного льготника государство выделяет в год 22 гривны.

Как происходит сотрудничество города и области?

– На данный момент мы с городскими властями делаем одно дело и у нас полное понимание. Например, при строительстве нового терминала возле станции метро «Холодная Гора» пригородным маршрутам отвели значительную часть пересадочного узла.
Также примером сотрудничества является совместный анализ существующей маршрутной сети, в ходе которого было принято решение об оптимизации. Например, сократить прохождение международных маршрутов восточного направления по городу Харькову и переноса их с Автовокзала на проспекте Гагарина на автостанцию №6 на улице Заводской. Теперь пассажиры маршрутов Харьков-Купянск, Харьков-Двуречная, Харьков-Боровая экономят время, так как не стоят в пробке внутри города.

Недавно мы договорились с городским Департаментом транспорта и связи список нерадивых водителей, которых с городских автопредприятий уволили за вопиющие нарушения действующего законодательства или элементарное хамство по отношению к пассажирам также дополнять и нерадивыми водителями областных маршрутов. Этот факт стимулирует водителей дорожить своим рабочим местом, т.к. водитель, попавший в указанный список, работать в сфере пассажирских перевозок области больше не будет.

Ну и напоследок хотелось бы затронуть тему последних достижений харьковских ученых.

– О постоянном развитии науки Харькова, о заинтересованности молодого поколения в продвижении своих разработок свидетельствует результаты всеукраинского конкурса «Изобретение года 2012», в котором Государственная служба интеллектуальной собственности лучшим молодым ученым признала харьковчанина А. Мирошника. Из интересных разработок можно отметить технологии и оборудование для утилизации вредных веществ коксохимических производств, которые разработали в институте Гипрококс.

ГП УкрНТЦ «Энергосталь» разработало технологии для решения проблем энергосбережения, экологического оздоровления, повышения эффективности работы промышленных предприятий. Речь идет о технологии эмиссии парниковых газов в рамках Киотского протокола, перехода газовых котельных на пылеугольное топливо.

Кроме того, харьковские предприятия гордятся своими достижениями в космической отрасли. Например, предприятие «Хартрон» принимало участие в запуске ракеты-носителя «Днепр», который вывел на орбиту украинский спутник «Сич-2». Работа спутника позволяет решать такие задачи, как прогнозирование урожайности, мониторинг чрезвычайных ситуаций, осуществление контроля за земельными ресурсами, оценка загрязнения окружающей среды и т.д.

 
Версия для печати
 
 
 
 

Соцсети

В этот день