06.02.2013  08:18   

Boeing не оставляет попыток взыскать долги с КБ «Южное» и «Южмаша»

Американский авиаконцерн Boeing вновь потребовал $350 млн от украинского конструкторского бюро «Южное», производственного объединения «Южмаш» и российской ракетно-космической корпорации «Энергия».


engine-market.ua
Boeing не оставляет попыток взыскать долги с КБ «Южное» и «Южмаша»

С этими компаниями Boeing участвовал в совместном предприятии (СП) Sea Launch – международном коммерческом плавучем космодроме «Морской старт». В 2009 году после заявления СП о банкротстве Boeing выплатил кредиторам $448 млн и потребовал от партнеров компенсаций. Концерн пытается взыскать эти средства не первый год, и в этот раз Boeing обратился в Федеральный суд Лос-Анджелеса. У суда могут быть основания для принятия решения не в пользу украинских компаний даже несмотря на их суверенный иммунитет, пишет «КоммерсантЪ-Украина».

1 февраля американская корпорация Boeing подала иск в Федеральный окружной суд Лос-Анджелеса к украинскому конструкторскому бюро (КБ) «Южное», производственному объединению (ПО) «Южмаш» и российской ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» о возмещении расходов в рамках проекта «Морской старт», сообщают в агентстве Bloomberg. Как заявили в Boeing, ответчики не выполнили условия договора о создании совместного предприятия. По условиям контракта, в случае банкротства стороны должны компенсировать дочерней компании Boeing Commercial Space Co вложенные средства. Как утверждают в Boeing, на сегодняшний день сумма задолженности составляет порядка $350 млн, из них $133,4 млн – долг КБ «Южное».

«Вместо того чтобы выплатить сумму по требованиям, где КБ не имеют никакой аргументации по существу, «Южное» и «Энергия» тянут время и уклоняются от обязательств, тем самым заставляя истца преследовать их по всему миру с требованием вернуть необходимую сумму», – говорится в иске Boeing. Представители РКК «Энергия» вчера были недоступны для комментариев. Руководитель центра информационных связей КБ «Южное» Юрий Мошненко отказался от комментариев: «Мы не видели пока ни одного документа, касающегося этого вопроса, вся информация только в интернете. Получим, изучим, а потом прокомментируем». Господин Мошненко также отметил, что Boeing уже проиграл один подобный процесс. Пресс-секретарь Sea Launch Питер Стайер заявил «КоммерсантЪ-Украина», что компания не является стороной в этом деле: «Относительно причин, по которым акционер отказывается выплачивать долг, вам лучше обратиться к «Энергии»».

Переговоры о создании международного коммерческого плавучего космодрома «Морской старт» начались в 1993 году. В 1995 году в Калифорнии была зарегистрирована компания Sea Launch, ставшая оператором комплекса для коммерческих запусков космических аппаратов на околоземные орбиты. 40% ее акций принадлежали американскому Boeing, 25% – российской РКК «Энергия», 20% – норвежской Aker Solutions, 15% – украинским КБ «Южное» и ПО «Южмаш». С 1999 года запуски производились с плавучей платформы в экваториальных водах Тихого океана при помощи ракеты-носителя «Зенит-3SL». Было произведено 32 успешных пуска (из них один признан частично успешным) и три неудачных. Стоимость одного запуска – более $80 млн.

В 2009 году Sea Launch столкнулась с финансовыми трудностями и подала заявление о банкротстве по ст. 11 кодекса о банкротстве США, предполагающей судебную реструктуризацию долга без ликвидации компании. Необходимо было пресечь попытки Hughes Network Systems LLC взыскать с компании $52 млн из-за отмененного контракта после неудачного запуска в 2007 году. По данным Sea Launch, стоимость ее активов на момент подачи заявления о банкротстве составляла $100-500 млн, а долг – $0.5 млн-1 млрд. Значительную часть долга Sea Launch составляли обязательства перед самим Boeing, говорится в годовом отчете Boeing за 2009 год. Кроме того, у компании на момент подачи заявления была дефолтная задолженность на сумму $448 млн, гарантия по которой была предоставлена Boeing. Уже 1 июля 2009 года Boeing оплатил $448 млн, которые привлек самостоятельно. Однако по условиям гарантии у компании есть право требования компенсации от остальных акционеров Sea Launch в размере, пропорциональном их доле в уставном капитале.

На долю Boeing приходится $179 млн. В сентябре 2009 года норвежская Aker обязалась оплатить свою долю в размере $122 млн (долг выплачен в 2009-2010 годах). Однако РРК «Энергия», «Южмаш» и КБ «Южное» отказались платить. В октябре 2009 года Boeing обратился в Стокгольмский международный арбитраж с иском о взыскании с них компенсации. Однако суд счел, что это разбирательство не относится к его юрисдикции. Сейчас дело находится на рассмотрении шведского апелляционного суда. В начале апреля 2010 года президент РКК «Энергия» Виталий Лапота говорил «РИА Новости», что совет директоров Sea Launch в феврале «решил отдать «Энергии» главную роль в «Морском старте»», не пояснив деталей. «Теперь ясно, что партнеры урегулировали конфликт вокруг долга компании», – заявил тогда «КоммерсантЪ-Украина» источник, знакомый с ситуацией.

В 2010 году Sea Launch договорилась с РКК «Энергия» о выходе из процедуры банкротства. После реорганизации РКК «Энергия» через свою «дочку» Energia Overseas Ltd за $155 млн получила контроль над 95% акций Sea Launch. Остальные акции распределились между Boeing (3%) и Aker Solutions (2%). В 2011 году после двухлетнего перерыва запуски ракет возобновились.

«Пока очень сложно оценивать шансы сторон в этом деле. Из материалов искового заявления следует, что еще в соглашении о создании СП, как утверждает Boeing, есть положение о том, что в случае если проект потерпит неудачу, все партнеры несут ответственность пропорционально своим долям. И действительно, существуют гарантийные документы, в том числе от КБ «Южное»», – отмечает партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Маркиян Ключковский. Он предполагает, что одним из предметов обсуждения в суде будет вопрос о сроке исковой давности, поскольку речь идет об обязательствах, которые были взяты в 1995 году. «Кроме того, будет подниматься вопрос о суверенном статусе КБ «Южный», которое может обладать суверенным иммунитетом», – напоминает господин Ключковский. В США существует закон о суверенном иммунитете, который означает, что американские суды не имеют права рассматривать дела и выносить решения в отношении иностранных государств (таким иммунитетом могут обладать и государственные предприятия).

Однако у правила есть исключения: если компания сама отказалась от иммунитета (этого могут требовать кредиторы в условиях финансирования), а также если будет доказано, что присутствие этой организации в США и ее имущество использовалось не для суверенных, а для коммерческих целей. «Судя по всему, именно на этих исключениях будет настаивать Boeing. Однако пока рано говорить о том, насколько эти аргументы сильные или слабые, поскольку украинские предприятия еще не имели возможности изложить свою позицию», – объяснил Маркиян Ключковский.

Источник:   КоммерсантЪ-Украина
Тэги:  южмаш, боинг
Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день