10.06.2016  14:33   

Началась реформа образования: родителям предлагают выбрать программу обучения

На днях Минобразования выставило на общественное обсуждение новые программы обучения для младших классов.


osvita.ua

Чиновники впервые просят украинцев помочь разгрузить и упростить школьникам учебу – нужно зарегистрироваться на спецсайте, изучить программу, оставить пожелания и отзывы.

Чиновники все обработают и уже в конце июля коллегия МОН рассмотрит и утвердит итоговую программу. В министерстве поясняют: это всего лишь шаг на пути к реформированию среднего образования. Напомним, начинать реформу хотели с 1 сентября 2016-го, затем – с 1 сентября 2017-го. В итоге сроки сдвинулись на 2018-й: профильный комитет ВР затянул подготовку законопроекта, и только в конце марта утвердил финальную редакцию. Теперь, если все пойдет по плану, уже 1 сентября 2018 года пройдет первый набор в новую школу.

ОПЯТЬ 12-ЛЕТКА. Пожалуй, самый важный аспект готовящейся реформы – 12-летняя система образования в школах. По словам замминистра Инны Совсун, главное преимущество – сходство с европейской моделью образования. Это значит, что после перехода украинские аттестаты будут котироваться на Западе. Кроме того, в 11-летнюю программу, по словам Совсун, тяжело вместить весь спектр необходимых знаний. А с переходом на 12-летку получится разгрузить и учеников, и учителей. Кстати, сегодня все страны экс-СССР, кроме Украины, РФ и Беларуси, перешли на 12-летнюю систему. Как рассказал нам директор одной из черновицких гимназий Виктор Ш., их ученики часто поступают в европейские вузы: «Но они не могут сразу после школы поступить в ЕС, потому что им нет 18 лет, и они не прослушали определенное количество часов по разным предметам».

Несмотря на преимущества 12-летки, украинцы к идее относятся настороженно: по результатам опроса Фонда «Демократические инициативы им. Илька Кучерива», 70% родителей и 68% педагогов высказались против. Причем больше всего скептиков – в райцентрах и селах, где качество образования порой «хромает». «Во-первых, продлевается период до выхода ребенка на рынок труда. Во-вторых, ну какая учеба в 19 лет? Я уже своего ребенка в 19 родила», – считает мама 9-летней Софии из Нежинской школы №2 Ирина Романюк. А вот в Киеве поддерживают реформу. «Нам учители уже сказали, что многие школы сделают только для обучения детей в начальных классах, другие переделают исключительно в профильные старшие школы», – рассказала «Сегодня» киевлянка Алена Иващенко.

Эксперты же говорят, что для экономического роста в стране 12-летка просто необходима. «Сегодня в Украине многим достаточно 11-летки: меньшей по продолжительности, но не такой качественной. Из-за этого мы теряем те сегменты экономики, которые требуют квалифицированного труда. Из этого вытекают низкий уровень ВВП и социальные проблемы. Нам нужно поднимать экономику, и 12-летняя школа является одним из необходимых элементов выполнения такой программы», – считает эксперт группы «Образование» Реанимационного пакета реформ Владимир Бахрушин.

ЛИЦЕИ И ТЕХНИКУМЫ. А пока МОН на уровне областей разрабатывает новые сетки школ, профтехучилищ и колледжей. В этом вопросе важную роль сыграет децентрализация: у объединенных громад бюджет теперь общий, и разным районам невыгодно содержать большие школы с маленьким количеством учеников (в Украине около 600 школ, в которых обучается менее 20 детей). А бюджетные расходы на одного ученика в таких школах просто космические. Рекорд – в Ивано-Франковской области: 15 тыс. грн расходов в год на одного ученика! «При этом качество образования – крайне низкое. В некоторых школах учитель вынужден преподавать 5 и более предметов, которые он сам нередко не знает на должном уровне», – добавляет Бахрушин. И в первую очередь оптимизация коснется сельской местности, а именно – преподавателей. «В селах многие работают на полставки. Поэтому, будет где-то 20–30% сокращений ставок. Но это касается только сел», – говорит замглавы МОН Павел Хобзей.

После появления планов для сети общеобразовательных учреждений начнется создание опорных школ. Каждое село будет иметь начальную школу, а в регионах создадут опорные, со спецоборудованием – туда будут привозить детей из сел, чтобы они могли учиться в профильных старших классах. Для этого местные власти должны закупить транспорт: «Стоимость автобусов на 31 место (28 детей + 3 сопровождающих): 1,4–1,6 млн грн. В госбюджете на 2016 год на это заложено 600 млн грн», – сообщили в МОН. Но наличие таких школ в одном районе вовсе не означает, что там больше не будет лицеев и профтехучилищ. «Области должны сами решать, с каких специальностей им готовить рабочие кадры (в профтехлицеях, куда пойдут ученики, не поступившие в колледжи по результатам ВНО после 9 класса. – ред.)», – сказал Хобзей.



Зарплаты и надбавки за добровольную сертификацию

Тем не менее, без финансовой мотивации учителей вся реформа может пойти под откос. В Минобразования говорят, чтобы поднять зарплату учителям, сначала нужно оптимизировать количество школ. «Один из показателей эффективности – сколько учеников приходится на одного учителя. У нас – 8. В европейских странах – 17. Зарплата забирает почти 80% выделенных на школу средств. Поднять вдвое зарплаты при том же количестве учителей не удастся», – объяснили нам в Минобразования. Но после оптимизации, по словам чиновников, у школ появится больше денег, и директора самостоятельно смогут устанавливать надбавки и премии учителям.

Также реформа предусматривает еще одну финансовую мотивацию учителей – внешнюю добровольную сертификацию, по результатам которой они будут получать надбавку. Так, педработник, прошедший сертификацию, получит ежемесячную доплату в течение срока действия сертификата (эти сроки еще не определены. – ред.) – 20% от зарплаты. Обещают надбавки и за выслугу лет: за более чем 3 года – 10%, за более чем 10 лет – 20%, а за более чем 20 лет – 30%.

Правда, преподаватели в селах Киевской и Черниговской областей не в восторге от предложенных новшеств. По их словам, надбавки за стаж работы и прочее предусмотрены и сейчас. Но получают они немногим более 1 тыс. грн в месяц. «Потому что работаю на полставки. Детей в школе мало, около 100 человек. Стаж небольшой, веду начальную школу плюс классное руководство. Вот и получается 800 грн (учителя 9-го разряда получают ставку в 1751 грн. – ред.)», – сказала нам учительница из с. Красиловка Черниговской области Наталья Н.

Эксперты согласны с преподавателями – нынешний проект закона не решает кардинально проблему низких зарплат учителей. «Это за пределами реформы, поскольку нет профессиональных стандартов, не созданы агентства, которые могли бы осуществлять сертификацию для надбавок», – считает Бахрушин.

 
Версия для печати
 
 
 

Соцсети

В этот день