19.08.2019  16:06   

Стали известны ключевые пункты ЖКХ-договоров на отопление и холодную воду

Новые коммунальные договоры разошлют уже с высокими тарифами и заставят подписать один из трех типов договоров в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке.


// facebook

Совсем скоро харьковчанам начнут приходить новые договоры на воду и отопление. 15 августа 2019 года Кабмин опубликовал на этот счет постановление №690: «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и типовым договорам о предоставлении услуг по централизованному водоснабжению и водоотведения».

Документом вводятся типовые договоры на холодную воду. Вскоре ожидаются новые правила также для отопления и горячей воды.

Новые договоры с новыми ценами

Процесс переподписания договоров с потребителями продлиться до 1 мая 2020 года. Как того требует новый закон «О жилищно-коммунальных услугах».

«До этого момента продолжают действовать старые договоры с прежними условиями. В ближайшее время должны быть утверждены и типовые договоры на поставку тепловой энергии, снабжение горячей воды, по обращению с бытовыми отходами», — сообщила UBR.ua юрист и эксперт по вопросам жилищного хозяйства Мария Осипчук.

После подписания новых договоров размер платежек неминуемо вырастет, говорят эксперты. Цена будет сформирована с учетом подорожания электроэнергии и других составляющих.

«Прямо на стоимость услуг новые договоры не влияют, но по заявлениям водоканалов, в связи с вводом рынка электроэнергии, себестоимость на централизованное водоснабжение выросла на 10-20%. И это еще не предел», — рассказал СМИ председатель комитета ЖКИ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

Какие будут договоры по холодной воде

Потребителям предложат несколько видов договоров на выбор:

  1. быть индивидуальным потребителем;
  2. заключить коллективный договор;
  3. стать коллективным потребителем.

Если потребители к 1 мая 2020-го самостоятельно не определятся с вариантом договора и не перезаключат его, представитель коммунальной услуги в принудительном порядке заключит с ними индивидуальный договор.

«По нему поставщик услуги несет ответственность только за качество услуги на вводе в дом. Если в доме плохо обслуживают сети и до квартиры услуга доходит не надлежащего качества, то потребитель все равно должен оплатить ее в полном объеме, если поставщик докажет, что на вводе в дом услуга была качественной», — объяснила Мария Осипчук.

Что будет в новых договорах

Обновленные договоры также предусматривают начисление пени за несвоевременную оплату услуг в размере до 0,01% в день. А также возможность отключения всех видов услуг, включая подачу питьевой воды. Одновременно он вводит новые виды платежей:

1. Взносы по:

  • установке;
  • обслуживанию;
  • замене узлов коммерческого учета.

2. Плата за абонентское обслуживание.

3. Плата за обслуживание внутридомовых систем.

4. Пеня за несвоевременную оплату.

 

«Такой раздел платы может привести к увеличению конечного размера платежки за счет увеличения исполнителем той части платы, что не подлежит государственному регулированию», — уточнил  ведущий эксперт «Общественного аудита» Тарас Галайда.

В договорах также будет прописана пеня для поставщика услуг, если тот предоставил ее некачественно или в неполном объеме. Какой будет штраф и порядок его взыскания в настоящее время не определено законодательством и условиями типового договора. Да и в случае чего, судиться с поставщиками стремятся немногие.


«Теоретически, потребителю предоставлено право получить пеню за некачественную услугу от поставщика. Но в порядке, которого нет и в размере, который не определен. При этом, ответственность в обратную сторону, от потребителя к поставщику, предусмотрена вполне четко, с указанием размера и порядка взыскания», — развел руками Галайда.

Помимо этого, исполнитель коммунальной услуги самостоятельно осуществит перерасчет, если оказывал услуги ненадлежащего качества или не в полном объеме.

Согласно закону «О ЖКУ», плата исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке природного газа и по снабжению электрической энергии) по индивидуальному договору состоит из:

  • платы за услугу, которая рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов на соответствующую коммунальную услугу и объема потребления;
  • платы за абонентское обслуживание, предельный размер которой определяется Кабмином;
  • платы за обслуживание внутридомовых систем многоквартирного дома.

Взносы за счетчики и правки к договорам

В соответствии с принятым закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», все здания должны быть оснащены домовыми счетчиками на отопление, горячее и холодное водоснабжение.

«Оснащение зданий узлами коммерческого учета обеспечивается оператором внешних инженерных сетей, с последующей уплатой потребителями взноса за установление домового счетчика. Кроме затрат на установку домовых счетчиков, потребителям придется платить и взносы на их обслуживание и замену», — рассказал Галайда.

Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

  1. перечень услуг;
  2. требования к качеству услуг;
  3. права и обязанности сторон;
  4. ответственность сторон за нарушение договора;
  5. цена услуги;
  6. порядок оплаты услуги;
  7. порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. срок действия договора, порядок и условия продления его действия и расторжения.

Остальные условия договора (которые не включены в перечень существенных) могут согласовываться между сторонами.

«Договор на ознакомление должны прислать именно в бумажном виде. Потребитель будет иметь право оспорить его, если фактически договор отправлен не будет. В идеале, его должны прислать всем потребителям. Как вариант, пришлют вместе с квитанцией на оплату», — разъяснил президент Ассоциации ОСМД «Развитие самоуправления» Станислав Драганов.

По новому закону у потребителей есть возможность предложить свои правки к договору Поставщик должен рассмотреть их в течении 30 дней. Если их не отклонили, то документ считается заключенным.

Тот же срок дается потребителю на ознакомление с договором, после чего он также будет считаться подписанным. Если, конечно, потребитель не уведомит о том, что его что-то не устраивает. Но учтет ли поставщик его пожелания — пока не известно.

Можно ли отказаться от подписания

Необоснованный отказ потребителя заключать договор будет основанием для отключения соответствующей коммунальной услуги, предупреждают юристы. Но отказ любой из сторон подписать документ не лишает их права обратиться с повторным предложением о заключении договора.

«Отказ потребителя от заключения договора с исполнителем коммунальной услуги не освобождает его от обязанности оплаты фактически потребленной коммунальной услуги, предоставленной таким исполнителем», — предупреждают юристы Ассоциации ОСМД «Развитие самоуправления».

 
Версия для печати
 
 
 

Соцсети

В этот день