10.12.2014  21:56

Ученые NASA выяснили как на Марсе образовалась огромная гора

Ученые NASA объяснили природу гигантской горы на Марсе в кратере Гейл, сделав предположения о древних климатических условиях на Красной планете .

Ученые NASA выяснили как на Марсе образовалась огромная гора

Как свидетельствуют данные марсохода Кьюриосити, пятиметровый пик, который видно на снимках, образован из остатков осадочных пород, пишет Украинская служба BBC.

Исследователи полагают, что эти породы в течение десятков миллионов лет заполняли дно озера или кратера. Позднее ветры расчистили равнину вокруг, над которой теперь возвышается гора, именуема я Шарп.

Данное предположение дает основания полагать, что климат на Красной планете в первые два миллиарда лет своего существования был гораздо теплее и влажнее, чем считали многие специалисты.

Однако для такой влажности необходим живой глобальный оборот воды – с дождями или снегопадами, говорят ученые из проекта Кьюриосити.

Предполагается даже, что когда-то где-то на поверхности планеты, возможно, был океан.

"Для того, чтобы озеро могло существовать миллионами лет, на практике нужен стабильный водоем, вроде океана, который поддерживал бы влажность атмосферы и не давала воде в кратере Гейл испариться", - пояснил один из ученых, работающих с Кьюриосити доктор Ашвин Васавада.

Ученые десятилетиями предполагали, что на северных низменностях планеты когда могло быть большое море. Последние результаты с марсохода могут вдохнуть новую жизнь в эту идею.

Ранее ученые пытались объяснить происхождение Шарпа ударом небесного тела. Так, внутри кратеров вроде Гейла часто бывают холмы, образующиеся из-за удара астероида или кометы. В результате такого удара возникает углубление, а также создается эффект отдачи и почва со дна отскакивает вверх.

Однако холм Шарп слишком большой, чтобы его можно было объяснить этим явлением.

Это открытие ученые сделали после года геологических наблюдений, которые проводил Кьюриосити, направляясь на юг к высокому пику от места своей посадки. Приземление, которое произошло в 2012 году, было за пределами кратера.

Так, по дороге робот зафиксировал много залежей в форме полос, которые, вероятно, образовались на месте русла древних рек.
141209141619_mars_624x351_nasa_nocredit

По дороге на юг все отчетливее проступали очертания дельт и озер в центре кратера.

Однако окончательно сомнения ученых развеял наклон этих осадочных русел, которые, как свидетельствуют данные марсохода, текли вниз в сторону горы, которая со временем все выше поднималась из почвы.

Это означает, что вода стекала по краям кратера Гейл вниз, к его центру, где и возникло озеро.

За миллионы лет осадок, который выпадал на дно этого водоема, мог сформировать каменистые слои - один поверх другого, - из которых и выросла гора Шарп.

"Мы всегда видим этот систематический шаблон, и это очень интригует", - говорит ученый миссии, профессор Санджив Гупта из Имперского колледжа Лондона.

В настоящее время команда исследователей пытается выяснить, насколько постоянным было влияние воды. Возможно, процессы, благодаря которым возникла гора, были эпизодическими.

Источник:   Новое время