22.04.2018  16:35

В Харьковской области можно заглянуть за край галактики и изучать молнии на Юпитере

С помощью самого большого в мире радиотелескопа украинские ученые сделали десятки открытий, но впереди, говорят, – еще больше.

// Facebook

Площадь 20-ти футбольных полей. Больше двух тысяч антенн, которые улавливают электромагнитное излучение на краю Вселенной. Это известный во всем мире украинский радиотелескоп, о котором в самой Украине мало кто знает.

Радиотелескоп УТР-2  построили в 1969 году. И по сей день он остается самым большим и самым совершенным в мире инструментом радиоастрономических исследований

Если оптический телескоп — как, например, подзорная труба — показывает только видимый свет. УТР-2 ловит недоступные глазу радиоволны. Именно на них работает телевидение и мобильная связь. Такие же — только другой частоты — исходят от планет, звезд и туманностей.

Обработать информацию — отдельная задача. Под землей бегут сотни километров кабелей. Все данные стекаются в аппаратный зал.

С помощью телескопа харьковские ученые обнаружили молнии на Сатурне. По ночам изучают Юпитер, а днем — следят за Солнцем и за космической погодой — магнитными бурями. За плечами астрофизиков десятки открытых пульсаров — быстровращающихся нейтронных звезд.

Сейчас рядом УТР-2 разрастается система антенн нового поколения. Похожие на каркасы зонтиков — такие же устройства харьковчане собираются установить на обратной стороне Луны.