20.02.2014  17:13   Лилия Ангорская

Что происходит с харьковской прессой и сколько в ней «джинсы». Результаты исследования

Харьковский пресс-клуб провел очередной мониторинг заангажированности некоторых региональных газет и Интернет-изданий.


darudar.org
Количество заказных материалов в харьковских СМИ уменьшилось

Исследование проводилось в шести областях страны в рамках проекта «У-Медиа» международной общественной организации «Интерньюз Нетворк» в течение недели, с 27 января по 2 февраля. Украинские и, в частности, харьковские медиаэксперты  Владимир Ревенко и Юрий Хомайко оценивали новостные материалы в шести региональных газетах «Вечерний Харьков», «Время», «Слободской край», «Харьковские известия», харьковский выпуск «Комсомольской правды в Украине»; районной газете «Трибуна трудящихся» и в двух Интернет-изданиях – «Статус кво» и «Объектив».

«Харьков город электронных СМИ, поэтому было бы логичнее провести исследование большего количества Интернет-изданий, но во всех регионах, где проводится мониторинг, за основу было взято именно такое соотношение – шесть газет и два сайта», поясняет руководитель Харьковского пресс-клуба Людмила Доля.

В период мониторинга наиболее актуальной темой для украинского общества была (и продолжает оставаться) политическая обстановка в стране, и, в частности, Евромайдан. Именно эти материалы, в основном, и стали предметом мониторинга как такие, которые в большей степени отражают редакционную политику изданий, а также уровень их заангажированности. Материалы, маркированные как «реклама» и «на правах рекламы», короткие информационные сообщения, интервью, спортивные и светские новости, а также прогнозы  эксперты не анализировали. Всего они перечитали 112 газетных материалов и 42 публикации в Интернете.

Исследование показало, что, по сравнению с декабрем прошлого года, в январе количество коммерческой и политической «джинсы», или, проще сказать, скрытой рекламы или антирекламы, в харьковской прессе уменьшилось с 23.02% до 13.39%.  Количество рекламы, не маркированной надлежащим образом, также сократилось, с 11.2% до 8.93%. В Интернет-изданиях ситуация немного лучше. Количество «джинсы» остается на том же уровне и составляет 2.38% от общего количества исследуемых материалов, а вся реклама на порталах помечена должным образом.

Медиаэксперты говорят, что определить «заказные» материалы читатель может по следующим признакам: в тексте отстаивают или продвигают интересы одной из сторон; идентичный текст опубликован в других СМИ; событие или процесс комментируют некомпетентные «эксперты»; внимание концентрируется только на позитивных или негативных характеристиках; наличие признаков рекламы товаров или работ одного из субъектов; «протокольные» отчеты о мероприятиях с участием чиновников или политиков, в которых отсутствует общественно-важная информация.

«СМИ разделились на провластные и оппозиционные, в более широком смысле – на честные и не очень. Те издания, которые определенную часть информации перевирают или скрывают, считаются провластными. Те же, кто находит информации больше и правдивее, – оппозиционными. И это нормально, потому что власть заинтересована в том, чтобы какие-то факты скрывать. Очень жаль, что сейчас в регионе забыт такой жанр, как репортаж. Журналисты ходят на пресс-конференции и ссылаются на официальные источники – пресс-релизы, а сейчас время такое, когда нужно ехать и смотреть все своими глазами. Какой источник может быть лучше, чем наше присутствие», считает Юрий Хомайко.

Что касается вопроса соблюдения в прессе стандартов журналистики, то в январе этот показатель несколько вырос, от 4.27 до 4.42 по шестибальной шкале. Речь идет об отображении в материале нескольких точек зрения, то есть балансе мнений, отделении фактов от комментариев, оперативности подачи информации, достоверности или ссылок на источники, точности и полноте приведенных фактов.

«Соблюдение требования баланса мнений – самая слабая позиция в регионе. Это уже тенденция, которая настораживает. В связи с этим страдает полнота материала, и мы не можем говорить об объективной картине события, которое описывается. В большей степени это касается материалов, где свои комментарии дает власть, как будто других точек зрения не существует», говорит Владимир Ревенко.

Людмила Доля считает, что на сегодняшний день журналистика в регионе должна еще совершенствоваться и пока не является такой, на которую нужно равняться. Так, по ее словам, одной из отличительных черт новостных лент харьковских СМИ является большое количество материалов о работе чиновников и их радужных планах на будущее. В подавляющем большинстве случаев при полном отсутствии экспертной оценки реальности и, главное, необходимости внедрения этих изменений. 

«Получается так: в лентах мрачные и криминальные новости чередуются с  мечтами чиновников и светскими новостями. Некоторые газеты даже опасаются писать о политике и буквально радовались, когда в город пришли морозы. В этих материалах журналисты в полной мере соблюдают требование баланса мнений. Сейчас харьковские газеты имеют тиражи ниже, чем, к примеру, винницкие или сумские. Как известно, читатель голосует кошельком, и нашу прессу, в основном, не поддерживает, поэтому все больше уходит в Интернет, где может найти различные позиции по тому или иному вопросу», говорит Людмила Доля.

Такие же мониторинги региональных СМИ были проведены в Крыму, Львове, Виннице, Донецке и Сумах.

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати

Комментариев: 0

Оставить комментарий

 
 
 

В этот день