19.05.2015  12:21   

Памятник Шевченко стоит совсем не в том месте, где его планировали поставить (ФОТО)

Семья предпринимателей, просветителей и меценатов Алчевских заказала бюст поэта петербургскому скульптору Беклемишеву еще в 90-е годы 19 века.


Памятник Шевченко стоит совсем не в том месте, где его планировали поставить (ФОТО)

Разместили первый памятник Кобзарю в саду Алчевских возле их особняка в Мироносицком переулке (ныне улица Совнаркомовская).

Там он простоял, правда, недолго – всего три года, а затем власти распорядились его убрать. Так пишет сайт Вечерний Харьков (vecherniy.kharkov.ua).

Но уже в 1910 году возникает новая идея памятника Шевченко. Поставить его решили в саду Технологического института.

Как предполагал автор идеи, харьковский скульптор Сабо, на тропинке, ведущей внутрь искусственного холма – музея и читальни, должен быть установлен бронзовый памятник Тарасу, изображавший его в простом украинском костюме и с книгой в руках.



Соорудить памятник предполагалось на пожертвования граждан, но началась первая мировая война, затем – революция, и было не до памятников.



К мысли о создании памятника вернулись только в 1929 году. Правда, теперь его создание взяла в свои руки не общественность, а новая власть.



Поэтому основная идея памятника была сформулирована следующим образом: Шевченко – поэт-революционер, борец за национальное и социалистическое освобождение Украины, провозвестник новой коммунистической организации.



Был объявлен конкурс, который потом объявляли еще пять раз – может быть, потому, что идея несколько не соответствовала действительности.



Местом для памятника выбрали центр площади Тевелева (ныне площадь Конституции), рядом со зданием ВУЦИК.

Процедура закладки, состоявшаяся в 1930 году, происходила очень торжественно – с речами, митингами и знаменами – вполне в духе того времени.

После торжеств, как сообщали газеты, трудящиеся отправились в оперный театр выражать свою солидарность с властями в процессе над украинскими националистами, а скульпторы – в мастерские, творить.

Через год в небольшом особняке на улице Дарвина были выставлены результаты творчества скульпторов. Более 100 проектов, принадлежавших студентам и профессионалам, провинциалам и столичным мэтрам, скульпторам СССР, Франции, Германии, Италии, Польши – осмотрело авторитетное жюри и 15 тысяч зрителей.

Интерес к выставке, и без того огромный, подогревался прессой, но и посетители, и жюри после осмотра работ пребывали в некоторой растерянности, Их можно понять, ведь даже сегодня эти проекты ошеломляют своей, мягко говоря, несуразностью.

Конкурс был закрытым, и об авторах мы можем судить только по названиям, впрочем, тоже достаточно красноречивых: «бригада», «4 – 5», «до воли», « вражою злою кровью».

Работы западных скульпторов, выполненные в стиле конструктивизма, не содержали даже намека на фигуру. Это были шары и диски, пересекающие друг друга под разными углами.

Исключение составили, пожалуй, только французы, представившие Тараса взбирающимся к господу богу в сопровождении двух ангелов с серпом и молотом в руках, и поляки, изобразившие его в одежде шляхтича с типично шляхетским жестом.

Остается только порадоваться, что жюри не утвердило ни один из этих проектов.

Конкурсный марафон продолжался.

В начале 1933 года видные мастера, принявшие участие в финальном его этапе, очередной раз представили свои проекты. Мухина, Страхов, Чайков, Кричевский и Меркуллов, Бульдин, Дараган и Торубаров – лишь некоторые имена в этом титулованом перечне участников.

Но ни один из 30 проектов, по мнению жюри, не отвечал условиям и задачам конкурса. Правда, четыре из них жюри предложило авторам доработать, в том числе – проект ленинградцев – скульптора Манизера и архитектора Лангбарда.

Через три месяца они подают новый вариант, который был признан самым лучшим. Конкурс таким образом был наконец-то завершен, и Матвей Манизер приступил к работе над скульптурой.

На этом, однако, приключения будущего памятника не закончились. Власти, четыре года подумав, решили перенести его с площади Тевелева в университетский сад, на то самое место, где в течении почти 30 лет спокойно стоял памятник основателю университета Каразину.

Василия Назаровича в прямом смысле слова подвинули к университету, и на его месте в марте 1934 года повторно заложили памятник Тарасу Григорьевичу.

В июне этого же года группа известных артистов театра «Березиль» выехала в Ленинград, чтобы позировать Матвею Манизеру, создававшему скульптурную галерею героев прошлого и нашего времени.

Катерина (в миру – Наталья Ужвий):

«Как-то жутко становится от странной мысли, что в какой-то один день тебя на свете не станет, а в бронзе останешься на века».

Крепостной (Амвросий Бучма):

«За весь мой долгий творческий путь такую работу мне приходилось выполнять впервые. Она меня так захватила, что я не чувствовал усталости».

Запорожец (Иван Марьяненко):

«Во время сеансов я с большим волнением наблюдал, как из бесформенной глины из-под пальцев художника постепенно вырастали плечи, голова, лицо…»

Прототипом крестьянки стала молодая актриса «Березиля» Сусанна Коваль; повстанец и «разрывающий путы» – Лесь Сердюк, а вот фигуры героев нашего времени безымянны – все, кроме одной.

Наталья Гордиенко – харьковчанка, спортсменка, комсомолка, лучшая пионервожатая города, работница завода «Красный Октябрь. Ее бронзовое воплощение завершило эту сложную шестнадцатифигурную композицию, ставшую несомненной творческой удачей Матвея Манизера.

Злые языки, правда, долго еще говорили о том, что поворот головы Манизер позаимствовал у харьковского скульптора Страхова, а композицию – у молодых скульпторов Муравина и Ражбы, представивших на конкурсе 1933 года многофигурный вариант памятника с тем же самым принципом размещения героев – только на плоскости.

Но, как бы там ни было, идея, время и место сошлись для того, чтобы превратиться в скульптурный шедевр, достойный быть символом первой столицы Украины.

У подножия памятника, воздвигнутого 80 лет назад, сегодня течет обычная городская жизнь, и только экскурсоводы взахлеб рассказывают приезжим о том, что на его изготовление пошло 30 тонн бронзы и 400 тонн лабрадорита; что для его строительства была специально проведена узкоколейка, и здесь работало 200 рабочих разных
специальностей; что до войны он считался самым большим бронзовым памятником в СССР и до сих пор – одним из лучших в мире.

Следите за последними новостями Редпост в Google Новости
 
Версия для печати
 
 
 

В этот день